Самообразование

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей»
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации.
Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное.
 В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами.
Занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник представляют широкие возможности для изучения особенностей детей, для развития у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к школе.
Ведущая педагогическая идея способствовать развитию у дошкольников интеллектуальных и творческих способностей, фантазию, воображения, способности выражать восприятие окружающего их мира с помощью нетрадиционных техник рисования.
Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи:
1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
2. Учить детей создавать в рисунке свой неповторимый и выразительный образ.
3. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию. Учить видеть и понимать красоту  мира.
4. Способствовать развитию у детей творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования.
5. Сформировать у детей технические навыки рисования.
Я углубленно работаю по теме: «Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования».   Опыт моей работы показывает, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения.
Работая в этом направлении,  я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и  напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?
Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, преодолев страх перед неудачей, ребенок беспрепятственно переходит к овладению новых техник рисования, таких как: рисование пальчиками, ладошкой, техника тычка, рисование мятой бумагой, по мокрому фону, на мокрой ткани, монотипия, набрызг, шаблонография, рисование солью,  оттиск поролоном, пробкой, кляксография, раздувание краски,  рисование пеной, гратаж.
Весь материал и применяемые нетрадиционные техники подбираю в соответствии с возрастом детей, а также с учетом их направленности на развитие творческих способностей. Стараюсь подвести детей к самостоятельному и последовательному выполнению работы, после выполнения которой, провожу беседу, в которой помогаю детям рассказать об изготовленном предмете.
Часто организую коллективную работу детей, т. к. это способствует развитию личности ребенка, умению действовать вместе, сообща, доброжелательное отношение к сверстникам.
Работа с детьми по данной проблеме ведётся систематически и последовательно, изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных материалов и техник.
Системность и последовательность проводимой работы дает положительные результаты.
Дети создают и передают в творческих работах определенный предмет, проявляют самостоятельность при выполнении работы.
Игровая деятельность - ведущий вид деятельности детей, организация которой особенно важна в дошкольном возрасте, именно поэтому, активно включаю в работу с детьми игры.
Прекрасной мотивацией для выполнения творческой работы является фольклор, я часто использую потешки, сказки, стихи, а также рассматривание иллюстраций, картин.
Широко использую практический показ, т. к. дети дошкольного возраста не всегда могут представить конечный результат своего труда.
Рисование требует от ребенка внимания, усидчивости, терпения, определенных усилий руки, поэтому применяю пальчиковую гимнастику, которая позволяет в игровой форме снять детям напряжение, сохранить интерес к выполняемой работе.
Большое внимание уделяю созданию предметно – развивающей среде в группе по данному направлению: оформила панно, альбом детских рисунков «Разноцветные ладошки», дидактические игры на развитие мелкой моторики, уголок художественного творчества содержит широкий спектр материалов по изобразительной деятельности детей раннего возраста.
В помощь родителям я изготавливаю и провожу консультации по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста, а также организации продуктивной деятельности детей дома.
Организую выставки совместных детско–родительских работ, которые с большим удовольствием посещают не только родители и дети моей группы, но и дети и их родители других групп, а также сотрудники нашего детского сада.
Результатом моего опыта считаю: дети знают различные нетрадиционные изобразительные материалы, умеют самостоятельно выбрать материал для выполнения творческой работы;
у детей сформировались практические умения и навыки действий с различными видами материалов (бумага, картофель, поролон, пробка, ватные палочки и др.);
дети овладели определёнными нетрадиционными изобразительными техниками («рисование пальчиком», «ватной палочкой», «ладошкой», «оттиск пробкой, печатками из картофеля, поролоном», «мятой бумагой»);
появился устойчивый интерес и желание выполнить творческую работу.
Анализируя свой опыт работы, могу отметить, что данная система работы помогла значительно повысить уровень развития творческих способностей у детей дошкольного возраста и поставленные задачи, были решены.
На данный момент мною моделируется и будет апробирована  система работы по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.
Углубленная работа в данном направлении позволит выявить ее эффективность.
Свой опыт работы презентовала на итоговом педагогическом совете, давала мастер-класс и консультации по теме «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».





Комментариев нет:

Отправить комментарий